Биография

Юрий Михайлович ПОЛЯКОВ (12.11. 1954) - известный русский писатель, общественный деятель, журналист. Один из самых читаемых авторов России, прозаик, публицист, драматург и поэт, чьё творчество вот уже сорок лет привлекает к себе всеобщее внимание. Поляков - член Союза писателей СССР с 1981 года. Кандидат филологических наук, почетный профессор МГОУ.

    Юрий Поляков родился в Москве, в рабочей семье. Окончил факультет русского языка и литературы МОПИ им. Крупской (ныне МГОУ), где защитил диссертацию по фронтовой поэзии (1981). Дебютировал в литературе как поэт в 1974 году, а после выхода первой книги «Время прибытия» (1980) и цикла «Непережитое» (1979) он стал одним из лидеров своего поэтического поколения. Тогда же Поляков стал лауреатом премий имени Маяковского (1980) и Московского комсомола (1983). Наряду со стихами в этот период он занимался исследованиями советской фронтовой поэзии и писал прозу, вскоре сделавшую его знаменитым

    Художественное мастерство, виртуозная работа со словом, уникальное чувство юмора, четкая гражданская позиция, социальная острота, - все эти черты, присущие Юрию Полякову, проявились уже в его первых повестях «ЧП районного масштаба» (1981,1985) и «Сто дней до приказа» (1980, 1987). Вышедшие миллионными тиражами в журнале «Юность» (первая после четырехлетнего цензурного запрета, вторая после семилетнего сопротивления военной цензуры), эти произведения оказались в центре бурных дискуссий периода гласности. Поляков первым заговорил о перерождении, обюрокрачивании комсомола, шире – власти, и неуставных отношениях - «дедовщине» в армии. Обращение к табуированным темам, психологизм и свежий язык этих повестей сразу поставили Полякова в ряд самых известный советских писателей. С. В. Михалков даже назвал своего молодого собрата по перу «последним советским классиком». За повесть «ЧП районного масштаба», вскоре экранизированную и инсценированную (со спектакля «Кресло» начиналась знаменитая «Табакерка»), автор был удостоен премии Ленинского комсомола (1986).

     В известных повестях «Работа над ошибками» (1986) и «Апофегей» (1989) оттачивается творческий метод писателя, названный критиками «гротескным реализмом». Знаменитая повесть «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991) развивает эту тенденцию, а памфлет «Демгородок» (1993) становится первой в отечественной литературе сатирой на постсоветскую Россию в жанре антиутопии. В то время, когда собратья по перу были увлечены дозволенным разоблачением предыдущего периода истории, Поляков одним из первых взглянул на уходящую советскую натуру с ностальгической иронией, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей. Он вновь оказался оппонентом официальной, на сей раз либеральной, идеологии. В одной из самых своих популярных книг - романе-эпиграмме «Козленок в молоке» (1995) Поляков дает ироническую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные «таланты» в литературе. Наиболее значительным произведением Ю. Полякова на рубеже веков стал семейный роман «Замыслил я побег...» (1999), охватывающий тридцать лет жизни страны и серьезно повлиявший на становление «нового реализма» в отечественной словесности. По мнению критиков, этот роман - одна из вершин отечественной реалистической прозы конца века.

       В первые два десятилетия нового века Юрий Поляков плодотворно работал как прозаик. Он опубликовал цикл «Плотские повести» (2001), вышли в свет роман «Грибной царь» (2004), ироническая эпопея «Гипсовый трубач» (2008 -2012), роман «Любовь в эпоху перемен» (2015), ретро-роман «Веселая жизнь, или Секс в СССР» (2019), в которых широко изображена и подвергнута глубокому художественному анализу жизнь российского общества за почти полвека.

Почти вся проза Полякова экранизирована, снято более 10 полнометражных и телевизионных фильмов, в том числе: «Работа над ошибками» (1987), «ЧП районного масштаба» (1988), «Сто дней до приказа» (1989), «Левая грудь Афродиты» (1999), «Игра на вылет» (2000), «Замыслил я побег...» (2003), «Козленок в молоке»(2004), «Парижская любовь Кости Гуманкова» (2006), «Небо падших» (2012), «Грибной царь» (2013) и др. Поляков - соавтор сценария известного фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1997).

      Юрий Поляков – ведущий современный драматург, его пьесы с успехом идут в Москве, театрах страны от Владикавказа до Владивостока, в СНГ и дальнем зарубежье, собирая полные залы. Наиболее популярны комедии и мелодрамы: «Смотрины» («Контрольный выстрел»), «Халам-бунду, или Заложники любви», «Левая грудь Афродиты», «Хомо эректус», «Женщины без границ», «Одноклассница», «Как боги», «Чемоданчик», «Золото партии» и др. Как театральный писатель, он продолжает лучшие традиции отечественной драматургии, противостоя разрушительному влиянию «новой драмы». В 2015 и 2019 гг. в Москве проходил Международный театральный фестиваль «Смотрины», целиком посвященный драматургии Ю. Полякова.

     Произведения Полякова переведены на многие языки стран ближнего и дальнего зарубежья, включены в школьные и вузовские курсы современной российской литературы. Его творчеству посвящены сборники статей «Моя вселенная – Москва» (2014), «Испытание реализмом» ((2014), монографии «Феноменлогия литературного письма. Юрий Поляков» А. Большаковой (2004), «Последний советский писатель» О. Яриковой (2015), «Текст, контекст, подтекст. Записки семинара» М. Голубкова (2019).

За сорок пять лет работы в литературе писатель выпустил около 150 книг (включая переводы и переиздания), вышли в свет также: «Избранные сочинения» в 2-х томах (1994), «Собрание сочинений» в 3-х томах, (1997), «Собрание сочинений» в 4-х томах (2001), «Собрание сочинений» в 5-ти томах (2004). В настоящее время в АСТ осуществляется издание 12-томного собрания сочинения. Выпущен восьмой том.

      Юрий Поляков – яркий публицист, в своих статьях и эссе он осмысливает происходящие в России духовные и социально-политические процессы. Многие его оценки, формулы, а также неологизмы стали широко популярны и вошли в национальный интеллектуальный обиход. Свою публицистику автор объединил в книги: «От империи лжи - к республике вранья» (1997), «Порнократия» (2000), «Россия в откате» (2008), «Лезгинка на Лобном месте» (2013), «Левиафан и Либерафан» (2015), «Перелетная элита» ( 2017), «Зачем вы, мастера культуры?» (2020) и др. В 2018-м Поляков выпустил в свет обширное эссе «Желание быть русским. Заметки об этноэтике», посвященное «русскому вопросу» и вызвавшее разноречивые отклики – от восторженных до негодующих. В 2020 году вышло третье, значительно расширенное и дополненное издание.

     Свои стихи, прозу, публицистику Поляков на протяжении трех десятилетий печатал в «Литературной газете», с которой сотрудничает с 1979 года. Став в 2001 году главным редактором «Литературной газеты», 33-м по счету, он способствовал превращению «детища Пушкина» из «либерального гетто» в острое полифоническое издание, открытое всем направлениям мысли, но с   традиционным для России преобладанием государственно-патриотического взгляда на культуру, политику, экономику и социум. Под его руководством ЛГ снова стала ведущим культурологическим еженедельником страны. В 2017 году писатель покинул пост главного редактора, не согласившись с установкой на принудительную либерализацию курса газеты.

      Ю.М. Поляков - активный общественный деятель, более десяти лет он входил в Совет при Президенте РФ по культуре и искусству, являлся членом Общественной палаты, возглавлял Общественный совет Министерства культуры РФ, был заместителем председателя Общественного совета при Министерстве обороны. В настоящее время он входит в попечительский совет Патриаршей литературной премии, в совет по культуре Госдумы, в Общественные советы Министерства культуры и Министерства обороны РФ, является членом президиума Общества русской словесности.

     Ю.М. Поляков удостоен многих литературных и общественных наград. Он - лауреат премий Правительства РФ и Москвы в области литературы и искусства, обладатель Большой Золотой Бунинской медали и многих других литературных премий – имени Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Аксакова, Розова, Негоша и др. Он кавалер орденов «Дружбы», «Почета», «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени.

      Живет в Москве, в Переделкине. Женат. Имеет дочь, внука и внучку.