Интервью

Юрий Поляков рассказал нижегородцам, как ему удалось вернуть профиль Горького на логотип «Литературной газеты»

Встреча была организована при поддержке правительства Нижегородской области и регионального Министерства культуры.

В начале мероприятия писатель объявил старт всероссийского конкурса «Талант, вот что нужно герою»  на лучший материал в СМИ о наследии Максима Горького и деятельности одноименных музеев России за 2017 – 2018 гг.

Как сообщила директор музея Лариса Моторина, изначально планировалось объявить конкурс только в пределах Нижегородской области. Но, когда Юрию Полякову сообщили об этом и предложили возглавить жюри, он сказал, что такому конкурсу нужен всероссийский масштаб.

«Этот очень важное событие в духовном пространстве нашего отечества. Что касается моего участия, то могу сказать, что тоже некоторым образом связан с Горьким – я являюсь редактором «Литературной газеты», которая была возрождена в 1929 году именно по его инициативе», — отметил Юрий Поляков в приветственной речи.

Отвечая на вопросы нижегородских писателей, журналистов и читателей, писатель сообщил много интересных фактов. В частности, рассказал, как на логотип «Литературной газеты» ему удалось вернуть профиль Максима Горького, убранный с него в 1992 году.

«Я стал главным редактором «ЛГ» в 2001 году. На тот момент на логотипе был только профиль Пушкина. Я 3 года боролся за то, чтобы вернуть туда Горького, но безуспешно. И вот в 2004 году, накануне моего 50-летнего юбилея, руководство «ЛГ» по моей просьбе сделало мне такой подарок: я сказал, что прошу на день рождения только это, и больше ничего», — поделился писатель.

На встрече звучало и много вопросов, не касающихся напрямую Нижнего Новгорода: например, есть ли смысл сегодня в такой организации как Союз писателей России, и каковы перспективы Донбасской темы в современной литературе?

По поводу Союза писателей Юрий Поляков ответил, что союз в его нынешнем виде не выполняет своих функций и, скорее всего, подобные организации будут исчезать.

«Союз писателей должен быть своего рода писательским профсоюзом – он должен помогать писателям решать их жилищные, юридические и прочие проблемы. А этого не происходит, он существует сам по себе и исключительно для себя, а между тем «писатель» сегодня даже исчез из классификатора профессий», — сказал он.

Что касается Донбасса, то Юрий Поляков ответил, что в «ЛГ» произведения на эту тему публикуются постоянно, и эта тема была в его издании одной из приоритетных ещё задолго до 2014 года.

«Когда я стал главным редактором «ЛГ», то первое, что сделал – это приказал запретить на страницах журнала мат и использование конструкции «в Украине», потому что по-русски правильно писать «на Украине». В 2002 – 2004 годах мы вели колонку «Севастопольские рассказы» – публиковали там материалы об Украине на острые темы. Мне даже звонили из посольства Украины, требовали объяснений. В своё время мы печатали материалы Олеся Бузины, он был нашим автором. Так что можно сказать, что в гуманитарном смысле мы готовили почву для возвращения Крыма задолго до того, как это случилось», — сообщил писатель.

Также Юрию Полякову был задан вопрос, как он оценивает современную школьную программу по литературе.

«Сегодня всё достаточно сложно, нужен единый учебник по этому предмету, с единым списком авторов. А сейчас мы видим разные требования в разных программах и в разных учебниках. Иногда эти требования диаметрально противоположны: в одних учебниках детей учат тому, что Горький был великим сыном земли русской, а в других – что это был прихвостень большевиков. В этом вопросе необходим единый уравновешенный подход», — считает Юрий Поляков.

В завершение встречи писатель подписал свои книги всем желающим.

Наталья Павлова

28.05.2017

vremyan.ru