Новости

В поисках доверия

Для того, чтобы оценить этот процесс и восстановить утраченные позиции, Союз журналистов России создал проект «Формула доверия». В его рамках состояние современной российской журналистики обсуждалось на Международном форуме работников СМИ в Хабаровске и Владивостоке.

  — Пресса, — сказал, открывая форум, председатель журналистского сообщества страны Всеволод Богданов, — обрушивает на читателя водопад фактов и новостей, но не объясняет сути происходящих событий. И в итоге люди пошли в другое место — в Интернет. В это неподцензурное пространство перемещается сейчас и общественное мнение. Неформальная журналистика становится могучим конкурентом печатных и электронных СМИ. Интерактивная паутина побуждает огромное число людей, особенно молодых, к созданию собственных фото- и видеорепортажей, комментариев и аналитических материалов. Конечно, в этом есть не только плюсы. Информации в сети стало не намного больше, и львиная доля «скармливаемого» потребителю контента многократно переписана или вообще пуста. Информационный шум вытесняет полноценную информацию, а копирайтеры — журналистов.

  — И что это означает? — спросил кто-то из участников форума. — Выходит, журналистика скоро вообще уступит свои позиции Интернету?

  — Будущее журналистики не может зависеть от исхода дуэли между газетами и Интернетом, — ответил Богданов. — Но мы не имеем права игнорировать взрывной рост онлайн-сообществ. Наша задача — привить эти дикие фруктовые деревья, чтобы улучшить качество их плодов. Гражданские журналисты должны воспринять этические принципы и стандарты качества профессиональной журналистики.

  — Но это зависит не только от интернет-журналистов, — вступил в разговор главный редактор газеты «Известия» Виталий Абрамов. — У нас и в печатных, и в электронных СМИ происходит повальная подмена журналистики. Ну, вот, скажем, телешоу. Это журналистика или зрелище? Я убежден, что человек, который задает героям своих передач вопросы типа «Вы способны убить своего ребенка, если он мешает вам спать?», — это не журналист. Когда-то в международной журналистике был Бовин, в научной — Голованов, в журналистике расследований — Аграновский, в этической журналистике — Тэсс. Газетчиков такого уровня сейчас нет.

  — Так происходит потому, что из нашей профессии вытеснены индивидуальные журналистские качества, — высказал свое мнение главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков. — И жанр, и авторское мастерство, и мнение, и позиция. Все меньше в газетах яркой интерпретации факта, так как все меньше и ярких личностей.

  — А зачем им появляться? — размышлял известный публицист Леонид Шинкарев. — В интернетовских блогах можно писать о чем угодно и как угодно. С ошибками, неграмотно, матом. Языком подворотен о любви, о товариществе. На условиях, конечно, анонимности. Если ты работаешь в газете, ты подписываешь свою статью своей фамилией. И отвечаешь за каждое напечатанное слово. Тебе за это слово могут выразить благодарность, а могут и дать в морду. Информационная же лента блогера — это не чистая горная речка, а мутный поток. Он засоряет мозги фактами, которые не нужны обществу.

  — Зато каков стиль! Легкий. Озорной. Как говорим, так и пишем. Без набивших оскомину штампов и нравоучений! Не то что в печатной журналистике. Так что Интернет — это и протест против надоевших догм! —  прокомментировал кто-то с места.

  — Согласен, мастерство, профессионализм современного журналиста не очень высоки, — взял слово секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин. — Видимо, порочен сам метод отбора и профессиональной подготовки работников газет и журналов. Вот и осталось журналистики в СМИ не более 15 процентов. Остальное занимает то, что связано с политтехнологиями и рекламой. Наша профессия становится скучной и подменяется понятием «информатика». В конце концов, оставаться верным принципам отечественной журналистики или уходить в пиар, зависит от каждого конкретного человека. Надо понять, что журналистика — это такое же выражение личности, как и искусство. А искусство привлекает людей только тогда, когда оно правдиво и обладает высоким качеством. Журналистика должна стать полноценной формой выражения общественного мнения — исследовать жизнь, служить подъему и развитию, помогать человеку ощущать себя личностью.

  — Надо вновь сделать нашу профессию привлекательной, — высказала свою точку зрения первый заместитель начальника главного управления по делам СМИ Челябинской области Наталья Сорока. — Сейчас ситуация, когда, например, только в нашем регионе у трети главных редакторов пенсионный возраст. Заменить их некем, молодежь в редакции не идет. Скоро и руководить будет некем! Нужно разрабатывать на уровне региональной власти и в рамках местных журналистских Союзов программы подготовки и переподготовки кадров, нужны активные, целенаправленные действия по поднятию имиджа журналистской профессии.

  — Мне кажется, будущее за многостраничными газетами, — сказал председатель совета редакторов районных и городских газет Краснодарского края Владимир Зинченко. — Читатель знает о том, что в районе произошло, и без газет. И сообщать ему в короткой информации о каком-то трехдневной давности событии сейчас не имеет смысла, а давать развернутые комментарии не позволяет ограниченная площадь четырехполосной газеты. Пусть газета выходит один раз в неделю, но на 24-36 страницах. Этот объем позволит удовлетворить «адресными» материалами мужчин и женщин, молодых людей и пенсионеров, рыбаков и грибников, шахматистов и политиков.

  — А я убежден, что средствам массовой информации нужны современные формы организации, — высказался главный редактор газеты «Змеиногорский вестник» Леонид Кейбол. — У нас газета и местное телевидение объединены в информационный центр и очень удачно дополняют друг друга. Газетную заметку мы можем иллюстрировать эмоциональной ТВ-картинкой, а телевизионный сюжет — подробными комментариями. Сочетание печатной и электронной форм очень эффективно.

  — Эффективен и метод расположения газетных материалов, а то и всей газеты на сайте, — поделилась своим опытом главный редактор газеты «Перекресток» Ростовской области Светлана Алипова. — Сайты привлекают молодежь. Но надо не ограничиваться материалами, которые напечатаны в номере. На сайте должна быть не точная копия публикаций. Интернет — это живой, очень подвижный организм, и сайт газеты должен содержать отзывы о прочитанном, советы журналистам, комментарии читателей к статьям, ответы на критику начальников. Все должно быть быстро, честно, объемно. При этом надо работать с теми, кто сейчас ходит в 5-6 классы. Это наши будущие читатели, и нужно формировать у них потребность в чтении газет.

  — Что греха таить, наш читатель — это человек среднего или пожилого возраста, молодых людей 20-25 лет мы упустили, — сказала главный редактор информационного издания «Амурская земля и люди» Ольга Минаева. — Поэтому надо думать, как удержать хотя бы нынешнюю аудиторию. Мы объявили конкурс частушек, собираем победителей, устраиваем концерты, на которые сходится весь район. А еще печатаем купон «Вопрос главе». Ответы руководителя исполнительной власти публикуем в газете. Очень интересно.

  ...Любая сфера человеческой деятельности должна отвечать реалиям и вызовам времени. В том числе и журналистика. Каким быть СМИ — не праздный вопрос. Мы отказались от функций организатора, пропагандиста и агитатора. Что же в осадке? Распространитель новостей? Но что-то пока с этим не очень получается. Значит, надо искать. Новые формулы...

Леонид Винников, Ольга Белякова (фото)