Новости

Во МХАТ по грибы

Человек хочет от жизни слишком многого и платит за реализацию своих желаний непомерно высокую цену. А ради чего жить дальше, если вопреки ожиданиям ни смысла, ни радости сбывшиеся мечты в его жизнь так и не привнесли?

Этот вопрос ставит перед зрителем новый спектакль, главный герой которого — преуспевающий бизнесмен Михаил Свирельников — при внешнем благополучии испытывает кризис среднего возраста, когда неясно, для чего столько лет напрягался, если на работе все равно проблемы, в семье неблагополучно… Не находя выхода в по-вседневных делах, он мечтает о встрече с мифическим Грибным царем, который якобы способен исполнить любое желание. Или почти любое — бессмертия (как и смерти) у него просить нельзя ни для себя, ни для других. А вот возможность начать все сначала — вроде бы можно. Но в жизни чудес не бывает, Грибной царь при первом же прикосновении рассыпается червивой гнилью, и за каждую ошибку придется нести ответ.

Эту линию режиссер Александр Дмитриев и актер Валентин Клементьев проводят с безжалостностью патологоанатома от первой до последней секунды спектакля. Трагедию человека, по всем формальным параметрам состоявшегося, сыграть не в пример труднее, чем трагедию неудачника. С неудачником все понятно: ничего не имеет, оттого и мается. А вот чтобы держать на протяжении всего спектакля (главный герой ни на секунду не покидает сцены) напряженный внутренний монолог удачника, которому жизнь показывает мизерность всех его побед и достижений, требуется не только высочайший профессионализм, но и предельная человеческая самоотверженность, на какую очень немногие сегодняшние актеры способны.

Эта постановка для МХАТа в значительной мере нетипична. И дерзким синтезом жанров, которые обычно трудно сосуществуют внутри одного спектакля (это в сериале можно одну сцену снять как детектив, а следующую рассластить мелодрамой, театр такой резкости старается избегать). И высоким внутренним динамизмом — каждая микроистория несет героев к финалу со скоростью «Сапсана». И резкой, агрессивной исполнительской манерой — практически все диалоги, которые ведет главный герой с остальными персонажами, на второй-третьей минуте превращаются в жестокий поединок, далеко не всегда останавливающийся с появлением первой крови. И использованием видеопроекций (художник-постановщик — В. Барабанов), которые, вопреки установившемуся мнению, могут играть не только против, но и на актеров.

Возможно, кто-то из поклонников театра воспримет такое новаторство в штыки, но нельзя отказать ему в праве прокладывать свой курс среди сегодняшних театральных реалий. Постановочная команда взяла на себя смелость сломать устоявшиеся стереотипы (в такой ситуации вряд ли имеет смысл сетовать на то, что не все происходит на сцене так органично, как хотелось бы), и насколько этот риск будет оправдан, решает все-таки не премьера, а неподдельность зрительского интереса на сотом-двухсотом спектакле. Кстати, именно столько раз, а то и более, сыгран на этой сцене другой спектакль по пьесе Полякова — «Контрольный выстрел», поставленный Станиславом Говорухиным 12 лет назад. А поскольку никакие модные веяния не в состоянии отбить у нормального человека охоту ходить в театр, чтобы увидеть на сцене историю «про себя», то и у «Грибного царя» — все шансы на долгую сценическую жизнь.

Виктория Пешкова