Интервью

О ЧЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?

-   Юрий Михайлович, у бизнесменов сейчас настроения разные. Кто-то – в шоке. Но есть и те, кто пробует отыскать новые возможности.

- С 1990-х бизнес у нас напоминал трубопровод, качающий деньги из России на Запад. Напомню, олигархи и фигуранты списка «Форбс» появились у нас, когда страна буквально нищенствовала, опустошалась. Но даже нефтяные шейхи так не шиковали, как наши нувориши. Вывезенные из страны средства вкладывали в роскошь, недвижимость, спортивные клубы, благотворительность – там, а не здесь. Никто не забыл семибанкирщину, эти насмешливые рожи, полные презрения к обобранным «нищебродам». С приходом Путина многое изменилось, но еще больше изменилось с первыми серьезными санкциями против нас. Сбылись предостережения президента, и многие «замучаются пыль в судах глотать», чтобы вернуть свои яхты, виллы, клубы… Я убежден: большой бизнес должен служить интересам России или превратиться в мелкое предпринимательство. Это главное «окно возможностей». Других нет. Санкция и санация (оздоровление) – похожие слова. Не находите?

- А в культуре Вы эти новые возможности видите?

- Не хочу огорчать, у нашей культуры даже мачты сплошь в ракушках; Взгляните на англо-русское письмо театральных деятелей, недовольных спецоперацией на Украине! Сотни подписей, и сплошь директора театров, худруки, главрежи заслуженные и всенародные артисты, почти поголовно лауреаты и номинанты «Золотой маски», финансируемой, кстати, казной. Кто подписал из общечеловеческого простодушия, кто-то из «коммерческого пацифизма», но многие из опасения выпасть «мейнстрима», где патриотом быть опасно. А посмотрите, кто подписал обращение литераторов «против преступной войны на Украине»! Тоже в основном лауреаты «Большой книги», премии, окормляемой, «Роспечатью», подразделением Минцифры. В то время, как писатели-пацифисты упрекают Путина в том, что он «слеп и глух», хранят глухое молчание по поводу принуждения Украины к здравому смыслу президентские советы по культуре и русскому языку. Прекращено обсуждение проекта указа о защите традиционных ценностей в Отечества, причем, тоже после открытого письма либералов. Я, может, и сам либерал, но как мы собираемся «денацифицировать» Украину, возвращать к общим корням, реабилитировать русский язык, если у нас гласное большинство интеллигенции реагирует на спецоперацию «фигой умолчания?»

    Почему так вышло? Да потому, что ещё в начале 90-х все информационно-культурное пространство страны было отдано либералам-западникам в благодарность за помощь при снесении советской системы. В последнее десятилетие контроль над информацией государство частично себе вернуло. Думаю, теперь «Всемирный конгресс русской прессы», где стыдятся вслух произносить само слово «русский», уже не возможен. Но вот в сфере культуры все по-прежнему. За деятелей, что вписались против я спецоперации на Украине, я не беспокоюсь, кто-то уже глухо повинился, а кто-то дождется, когда власть, остынет и поспешит задобрить «коммерческих пацифистов» очередными званиями, орденами, грантами. А вот за тех, кто поддержал нашу армию, я всерьез переживаю, с ними сквитаются потом те, кто правит музами. Впрочем, уже началось… Так, известному актеру, играющему главную роль в популярном сериале, позвонил продюсер и сказал примерно следующее: «Ты напрасно поддержал Донбасс, в ближайшей серии ты героически погибнешь при исполнении обязанностей, и на этом наш контракт закончится…» Вот так! Думаю, и мои пьесы, идущие в некоторых театрах на аншлагах, ждет печальная участь. Бояков же, когда орудовал в МХАТе, снял из репертуара любимый зрителями «Контрольный выстрел», поставленный покойным Говорухиным и шедший 17 лет. Думаете, что-то восстановят? Как бы не так… В современном российском искусстве патриотом быть невыгодно и даже опасно.

- А от государства чего вы ждете в нынешних условиях?

- У государства глаз нет, как и мозгов. Они есть у чиновников, отвечающих за ту или иную сферу. И вот тут засада: выросло поколение столоначальников, которые в конечном результате своей деятельности никак не заинтересованы, ни идейно, ни материально. Чиновная неуспешность у нас в государстве не карается, поэтому задача руководителя – тихо получить очередное повышение «за невысовывание» и пережить будущий транзит власти. Вы думаете, я как сатирик гиперболизирую? А вот и нет. Чистый критический реализма.

    Наша беда, да я не оговорится, в том, что деньги на культуру казна выделяет немалые. Но как они расходуются и кто выгодополучатель? Вот, где зарыта собака Баскервилей! Начнем с театра. Очевидно, что в репертуарах очень мало современных российских пьес, а те, что есть, касаются совсем не тех, проблем, что волнует современников. Правда, идут такие спектакли недолго, пока постановка не соберет дипломы, в основном зарубежных фестивалей, да еще, конечно, «Золотой маски». Зритель на такие спектакли ходит плохо. Он хочет услышать со сцены честный разговор о нашей современности или хотя бы истории. Напрасные ожидания. Золотомасочная цензура, а такая есть, поверьте, сам сталкивался, не пропустит. Почему? А потому что современный российский театр почти не зависит от зрителя, его голосование рублем – мелочь, наша дорогостоящая Мельпомена на содержании у государства, к которому продвинутая творинтеллигенция относится с предубеждением, но явно выразить это не может: власть кормит. Бесконечные, порой яркие, но чаще вымученные и глумливые интерпретации классики – это выход из щекотливой ситуации, элегантный саботаж общественного и государственного запроса на актуальность и адекватность. Уверяю вас, если сегодня кто-то принесет пьесу о Донбассе, даже в нынешний театр российской армии, на автора посмотрят, как на ненормального и вернутся к репетициям новодрамовской галиматьи про пьяных или обдолбанных. А теперь вишенка. Когда, решив объединить тех, кто хочет писать для сцены по-настоящему актуальные пьесы, мы создали Национальную Ассоциацию Драматургов, Минкультуры демонстративно отказало нам во всякой поддержке, более того – выгнало из помещения в здании Союза писателей России. Как не вспомнить поговорку про царя и псаря.    

- Голливудские студии свернули прокат своих фильмов здесь. В этом больше минусов или плюсов? А в том, что на фестивалях международных наше кино тоже показывать не будут?

- Голливудские фильмы за редкими талантливыми исключениями – это чистый агитпроп, наивный как сказка про гроб на колесиках. Премии международных фестивалей при их упертой политизированности только сбивают с толку авторов и зрителей. Нам надо думать о своем интересе. Я нередко заседал (теперь, вряд ли буду) в составе жюри кинофестивалей и обратил внимание на интересную закономерность: уже в своей литературной, сценарной основе конкурсные ленты, как правило, идут как бы мимо того, что на самом деле волнует общество. Раньше это называлось «мелкотемьем». Но даже в талантливых фильмах содержится, как бы это помягче сказать, некая гадливость в отношении собственной страны, всяческие культивируемая в определенной творческой среде. Поверьте, это качество серьезно повышает шанс на приз зарубежного фестиваля или «Кинотавра», но лишает такое кино признания широкого российского зрителя, а значит, и коммерческого успеха. Заметьте, кассу в последние десятилетия собирали только немногие «откровенно патриотические» ленты. Сделал тот же Фонд кино, выделяющий под сценарные заявки, немалые средства, из этого выводы? Нет. Сделала власть выводы из беспомощности Фонда кино? Тоже нет. Вот это и называется государственной недостаточностью. И еще интересное наблюдение. Да, в конкурсных просмотрах мне попадались отличные игровые и документальные ленты, на телеканалах, особенно центральных, я их потом никогда не видел. Может, воспользоваться «голливудскими санкциями» и допустить, наконец, в родной эфир эти талантливые фильмы вместо викторин для дебилов и ток-шоу про внематочные беременности фанерных звезд?

- А деятелей культуры у нас хватит, смелых, талантливых и трезвомыслящих, чтобы заполнить то пространство, что освободилось? Они на что теперь ориентироваться будут - на реального зрителя или мифического западного критика?

- Веру в объективность западных оценок во всех сферах мы утратили навсегда, как весталка девственность. А талантливых, любящих свою Родину деятелей культуры у нас достаточно, им бы только выйти из тени! Но власть должна гарантировать, что больше либеральной монополии в культуре не будет, все буду поставлены в равные условия, возвращены в режим честного творческого состязания, за патриотизм писатели, актеры, режиссеры не будут впредь попадать в негласные «черные списки». Иначе многие поведут себя, как жители освобожденных украинских городов, опасающиеся ныне, что «свидомы» еще вернутся и сквитаются…


В сокращенном варианте интервью вышло в газете "Аргументы и Факты", №11, 2022 г.